Наверное, самые распространенные мифы о мышлении – это то, что «Частица НЕ Вселенной не воспринимается».
Кто-то вообще заявляет, что «Для мозга частица НЕ не существует» и претендует на звание психолога.
Какой только ереси люди не придумают для объяснения механики мышления, если они ее не понимают.
Мне вообще очень не нравится, когда эзотерикой затуманивают людям остатки критического мышления.
При этом такое объяснение сопровождает весьма здравые рекомендации, с которыми я абсолютно согласна:
- Формулировать сообщения в позитивном ключе («Помни» вместо «Не забудь»).
- Использовать прямые указания вместо запретов («Иди по тротуару» вместо «Не ходи по газону»).
- В целях, аффирмациях и самовнушении использовать позитивные формулировки.
Действительно, позитивная формулировка гораздо оптимальнее негативной. Это правда.
Но понять, почему это именно так, на мой взгляд, необходимо. Хотя бы потому, чтобы не плодить вокруг себя ересь и магическое мышление.
Оставим в стороне приятные мифы о Вселенной и сосредоточимся на работе мозга.
Первое, что важно понять: с мозгом все в порядке. Частица НЕ для него существует. Но есть особенности, в который имеет смысл разобраться.
Частица НЕ затрудняет образное мышление
Эволюционно образное мышление появилось раньше абстрактного логического мышления. Наш мозг оптимизирован для быстрой обработки конкретных объектов и ситуаций. Поэтому он во многом оперирует образами и конкретными представлениями, а отрицание — это абстрактная логическая операция, у нее нет конкретного образа.
Когда я писала эту статью, обратилась к нейросети Midjourney с просьбой визуализировать частицу НЕ. Все они были чрезвычайно абстрактные и понять, о чем речь было бы невозможно.
Вот один из вариантов, которые она предложила. Котиков она рисует значительно лучше.

Согласно теории Воплощенного познания (embodied cognition), мозг и тело — части единой системы. Поэтому наше мышление тесно связано с сенсомоторным опытом.
Абстрактные понятия, включая отрицание, не имеют прямого сенсомоторного соответствия, что делает их обработку более сложной.
Когда мы говорим «яблоко», мозг легко создает соответствующий образ. Но что происходит, когда мы говорим «не яблоко»? Это может быть что угодно: груша, стул, космический корабль…
Именно отсутствие конкретного образа создает дополнительную когнитивную нагрузку.
Обработка отрицаний активирует префронтальную кору головного мозга — область, отвечающую за сложные когнитивные функции, включая исполнительный контроль и подавление автоматических реакций.
При этом увеличивается расход глюкозы и кислорода, а также повышается активность нейромедиаторов, связанных с вниманием (в частности, норадреналина). Это требует определенного «волевого усилия» и направленного фокуса внимания.
Частица НЕ задействует дополнительные ресурсы
Существуют научные исследования, подтверждающие, что обработка отрицательных конструкций (с частицей НЕ) требует от мозга дополнительных когнитивных ресурсов.
Исследования показали, что на понимание отрицательных предложений требуется в среднем на 30% больше времени, чем на понимание утвердительных (Clark & Chase, 1972). Так же было доказано, что даже после успешной обработки отрицания, первоначальный утвердительный образ может сохраняться в памяти.
Это происходит потому, что отрицания мозг обрабатывает в два этапа, что увеличивает время обработки:
1. Сначала мозг создает представление о том, что отрицается
2. Затем активируются механизмы подавления этого представления
В одном из экспериментов, проведенном еще в 1994 году участники, которым сказали не думать о белом медведе, сообщали о более частых мыслях о нем, чем контрольная группа. Когда мы обрабатываем фразу «не думай о белом медведе», мозг сначала создает представление о белом медведе, а затем пытается его подавить. Это объясняет, почему такие инструкции часто приводят к противоположному эффекту.
И вот как видит это все та же нейросеть.

Такие операции создают дополнительную нагрузку на рабочую память, которая и без того ограничена.
Классическое «магическое число» Миллера — 7±2 единицы информации, которое было определено еще в середине прошлого века.
Сейчас объем рабочей памяти стремительно сокращается.
Языковое развитие и культурные различия
Интересно, что в онтогенезе (индивидуальном развитии ребенка) понимание отрицаний формируется позже, чем понимание утверждений. Дети сначала учатся распознавать, что есть, и только потом — чего нет или что не так.
Полное понимание отрицания формируется у детей только к 5-6 годам, тогда как базовые утвердительные конструкции они осваивают уже к 2 годам.
Есть гипотеза, что если бы родители понимали механику и разговаривали с детьми позитивными конструкциями, толку от воспитания было бы в разы больше.
Кстати, любопытно, что восприятие отрицаний различается в разных языках и культурах. Недавно я узнала, что в японском языке отрицание часто выражается через добавление суффикса в конце предложения, а не через отдельное слово, как в русском или английском. Поэтому носители таких языков обрабатывают отрицания несколько иначе, с меньшими когнитивными затратами.
А нам приходится сильнее напрягаться.
При этом частица НЕ нужна
Почему же отрицания вообще существуют в языке, если они когнитивно затратны? Эволюционные психологи предполагают, что способность понимать и использовать отрицания связана с развитием социального интеллекта и абстрактного мышления.
Отрицание позволяет нам:
- Обозначить отсутствие опасности («Здесь нет хищников»)
- Скорректировать ложные убеждения других («Это не съедобно»)
- Выразить сложные социальные нормы («Не делай другим того, чего не хочешь себе»)
Таким образом, несмотря на когнитивные затраты, отрицания играют важную роль в человеческом общении и мышлении.
Однако в большинстве повседневных ситуаций мы можем найти более эффективные позитивные формулировки.
Практическое применение: как переформулировать негативные конструкции
Предлагаю вам небольшое практическое упражнение: в течение недели отслеживайте свою речь и письмо, стараясь заменять негативные конструкции на позитивные.
- Обратите внимание на частоту использования частицы «не» в своей речи.
- Переформулируйте запреты и ограничения в правила и возможности.
- Замените критику на конструктивную обратную связь.
- Трансформируйте негативные самоутверждения в позитивные.
- Обратите внимание на свои мысли — как часто они содержат отрицания?
- Практикуйте позитивные формулировки в общении с близкими.
- Проанализируйте, как изменилось ваше мышление и коммуникация.
Вот несколько примеров того, как можно переформулировать типичные негативные конструкции в позитивные:

В условиях информационного перегруза и высокой повседневной когнитивной нагрузки поневоле задумаешься, зачем сливать туда свое драгоценное мыслетопливо.
Так что дело не в магической «Вселенной, не воспринимающей частицу НЕ». Дело в конкретных когнитивных механизмах, сформированным миллионами лет эволюции. Они работают по своим законам.
Используйте позитивные формулировки не потому, что так велит эзотерика, а потому что это действительно более эффективный способ коммуникации.
С другими и с самим собой.